ВНИМАНИЕ! Работа личных кабинетов пользователей Портала восстановлена, возможна нестабильная работа некоторого функционала. Приносим извинения за доставленные неудобства.

ВАЖНО! Для внесения сведений о прохождении Вами аккредитации не требуется свидетельство об аккредитации специалиста на бумажном носителе. Подробнее

Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Б Б Б

Директор Департамента медицинского образования и кадровой по­литики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семёнова дала интервью

Если суммировать всех специалистов, которые имеют отношение к хирургической деятельности, то это окажется самая большая часть 700-тысячной «армии» российских врачей. К тому же часть недостаточно хорошо структурированная. Вот почему информа­ция о том, что Министерство здравоохранения РФ планирует в рамках реформы высшего медицинского образования не только модернизировать систему профессиональной подготовки хирургов, но и сократить количество врачебных специальностей, вызвала у хирургического сообщества особый интерес.

Решением какой глобальной задачи руководствуется министер­ство, приступая к этой работе? Об этом читателям «Медицинской Газеты» рассказала директор Департамента медицинского образования и кадровой по­литики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семёнова.

Чем вызвана необходимость внести коррективы в программу профессиональной подготовки хирургов?

Продолжается изменение системы послевузовского медицин­ского образования под сегод­няшние реалии. Традиционная схема получения послевузовского профессионального образования один год обучения в интернату­ре или два года в ординатуре. Но, как показывает российский опыт, выпускники оказываются недо­статочно подготовленными в части освоения всего спектра мануальных навыков, чтобы стать самостоятель­ными оперирующими хирургами, например, в таких областях, как нейрохирургия, кардиохирургия, то­ракальная хирургия. Для сравнения: в Европе подготовка торакального хирурга занимает 13 лет.

До того, как начать модерни­зировать программу подготовки хирургов, очень важно сформиро­вать профессиональные стандарты, которые определяют конкретные требования к компетенциям специ­алистов на том или ином рабочем месте. Нет необходимости оттачи­вать на уровне ординатуры какой-то мануальный навык, который потом конкретно этому врачу никогда в жизни не пригодится, это нераци­ональная трата времени.

Основная задача в этот пере­ходный период - предполагаем, он завершится к 2019 г. - перейти на персонифицированную подготовку хирургов под конкретное рабочее место.
Мы планируем создать такую систему, когда молодой врач, набираясь опыта на широко специализированных рабочих ме­стах, мог бы при желании дальше перейти к узкой специализации, выбирая для обучения именно тот модуль, который соответствует его профессиональным устремлениям.

При этом, на наш взгляд, це­лесообразно приходить в узкую хирургическую специальность, имея большой профессиональ­ный кругозор и сформированное клиническое мышление в целом по хирургии, а не по конкретной системе организма и набору нозо­логий. И только потом, модулями, осваивать узкопрофессиональные компетенции
и навыки. Допустим, первый уровень ординатуры - введение в хирургию или основы хирургии, второй уровень - трав­матология-ортопедия, следующий - микрохирургия.

А ответить на вопрос, какое количество таких модулей пред­полагается в подготовке хирургов каждого профиля, должны про­фессиональные сообщества, ко­торым предстоит решить, сколько времени и какой объём знаний нужны для подготовки специали­стов разного уровня.Теперь представим, что, пора­ботав какое-то время амбулатор­ным хирургом, врач почувствовал стремление заниматься нейрохирургией.

Или иная ситуация: есть ординатура по травматологии-ор­топедии, врач отучился, работает какое-то время, а потом понимает, что хочет специализироваться в пластической хирургии. Что де­лать? Реализовать это желание в нынешней жёсткой траектории образования невозможно, потому что между врачебными медицин­скими специальностями, по кото­рым сегодня ведётся подготовка в ординатуре, мало «смычек». Чтобы на любом этапе профессиональ­ной карьеры врач одной специаль­ности мог переквалифицироваться во врача другой специальности, ему опять нужно начинать с по­ступления в ординатуру. Мы же хотим через сокращение перечня врачебных специальностей до­биться большей универсализации в базовой подготовке специали­стов и больших возможностей в узкой специализации.

К вопросу о сокращении перечня медицинских специ­альностей: как это будет про­исходить?

В настоящее время в орди­натуре ведётся подготовка по 94 медицинским специальностям, а врачебных должностей ещё больше. Сколько из них хирургиче­ских, ответить трудно. Есть «официальные» специальности - хирургия, кардиохирургия, нейрохирур­гия, торакальная хирургия и т.д. И существуют «неофициальные», например, онкохирургия, абдоми­нальная хирургия, аритмология: в перечне врачебных специаль­ностей их нет, но специалисты, которые этим занимаются, есть.

Более того, в отношении ряда видов деятельности врачей вооб­ще идут дискуссии, относятся ли они к специальности «хирургия». К примеру, урология - это хирур­гическая специальность или нет? Я отвечу - да, а если мы спросим самих урологов, они скажут: «Ну что вы, конечно, нет, урология - это урология». Я считаю, что челюстно-лицевой хирург - это хирургическая специальность, а мой главный оппонент в данном вопросе настаивает, что это сто­матологическая специальность. В лечении заболеваний глаз боль­шое место занимают хирургиче­ские вмешательства, но отнесут ли офтальмологи себя к хирургам или нет? Спорный вопрос. То же самое с оториноларинголо­гией.

На мой взгляд, нужно говорить о внедрении понятий «профили- зация», «специализация», иначе деление на специальности будет бесконечным. Поэтому одна из наших главных задач - укрупнить специальности, а уже внутри них могут быть разные профили и специализации. В связи с этим, мы считаем, ординаторы должны сначала получать общехирургические навыки, а уже потом более узкопрофильные.

Нам хотелось, чтобы из 94 спе­циальностей осталось «укрупнён­ных» не более 30-35, но при этом большее количество профильных специализаций, базисом для кото­рых послужит подготовка по этим специальностям. Однако именно укрупнение специальностей - самая сложная проблема, с которой мы столкнулись. Как обойти сло­жившиеся традиции? Решить эту задачу может не министерство, а как раз профессиональные сообщества. Здесь показателен пример онкологов: они пришли к соглашению, что не надо вы­делять в разные специальности онкохирургов и специалистов по химиотерапии, если точкой прило­жения компетенций и тех и других является пациент со злокачествен­ным новообразованием. То есть специальность одна, а вот про­филь или специализация разные.

Ещё раз подчеркну, что опреде­лять все «правила игры» Минздрав России будет в тесном сотруд­ничестве с профессиональными объединениями врачей. Думаю, в течение 2 лет нам удастся пере­строить стандарты ординатуры под модульную систему и для специалистов, которые прохо­дят обучение, начать проводить первичную специализированную аккредитацию на разных уровнях ординатуры, например, аккреди­товать врача к профессиональной деятельности в качестве амбула­торного хирурга.

Беседу вела Елена БУШ, обозреватель «МГ».