ВНИМАНИЕ! Работа личных кабинетов пользователей Портала восстановлена, возможна нестабильная работа некоторого функционала. Приносим извинения за доставленные неудобства.

ВАЖНО! Для внесения сведений о прохождении Вами аккредитации не требуется свидетельство об аккредитации специалиста на бумажном носителе. Подробнее

Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Б Б Б

Брифинг Министра Вероники Скворцовой по завершении заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию

Вероника Скворцова: Уважаемые коллеги! Сегодня на президиуме рассматривались приоритетные проекты в области здравоохранения. Было выделено пять направлений, которые будут концентрированно реализованы в течение ближайших двух-трёх лет, поскольку именно при их реализации мы планируем достичь новых позитивных показателей в повышении качества, доступности медицинской помощи, в улучшении демографии.

Первое направление – это снижение материнской и младенческой смертности, формирование в 27 регионах Российской Федерации трёхуровневой системы оказания помощи беременным женщинам, женщинам в период родов, после родов и новорождённым детям.

Мы планируем в течение предстоящего периода времени внедрить 28 новых перинатальных центров. И не просто их внедрить, а обеспечить хорошо подготовленными кадрами (более 3,4 тыс. человек) и встроить в систему оказания медицинской помощи в перечисленных регионах, изменив логистику оказания медицинской помощи и на первичном, и на вторичном уровне. Это позволит нам в дальнейшем снизить материнскую и младенческую смертность не ниже чем на 11% в 2018 году и сохранить более 1,4 тыс. детских жизней.

Мы также рассматривали второй проект – по повышению доступности медицинской помощи для жителей труднодоступных районов. Это 34 субъекта Российской Федерации, где проживают более 8 млн человек на существенном отдалении от межмуниципальных региональных центров. И среди них по анализу, проведённому Минздравом, около 1 млн человек находятся в риске неполучения своевременной помощи, прежде всего речь идёт о скорой и экстренной специализированной медицинской помощи.

Поэтому предложено развивать вертолётную санитарную авиацию в этих районах. Нам нужно довести ежегодное количество вылетов с 17 тыс., что сейчас происходит в этих регионах (это примерно 80% от всех вылетов на территории нашей страны), до 26 тыс. вылетов. Для этого нам необходимо создать дополнительно 34 вертолётные площадки и помочь регионам обеспечить закупку авиационно-технических услуг у соответствующих предприятий. Это позволит нам существенно нарастить, соответственно, число пациентов, которые будут в течение первых суток госпитализироваться при жизнеугрожающих состояниях, и снизит летальность, спасёт не менее 6 тыс. жизней дополнительно.

Третье направление касается ликвидации дефицита участковых терапевтов и участковых педиатров в первичном звене здравоохранения по всей стране и существенного повышения качества подготовки медицинских работников, врачей прежде всего, и, соответственно, обеспечения необходимой квалификации. Для этого будет выстроена система непрерывного медицинского образования с использованием дистанционных модулей. Мы планируем уже на будущий год иметь 1 тыс. таких образовательных модулей, через год, в 2018 году – 2 тыс., нарастить число тех врачей, которые находятся постоянно в этой федеральной системе непрерывного медицинского образования. Параллельно будет развиваться новая система допуска к профессиональной деятельности (это система аккредитации), и фактически мы на протяжении нескольких лет всех врачей должны провести через эту систему – аккредитацию, реаккредитацию. Важно отметить, что все образовательные программы, все аккредитационные тесты основаны на клинических руководствах и протоколах лечения больных, которые уже сейчас созданы, и на профессиональных стандартах при всех основных медицинских специальностях.

Четвёртый приоритетный проект посвящён развитию цифровых технологий в медицине, в самом широком смысле. Мы планируем поэтапно все медицинские организации – государственные и муниципальные – подсоединить к единой государственной информационной системе, что позволит внедрить электронный документооборот не только внутри отдельно взятого учреждения, но и между медицинскими организациями, и сформировать на портале государственных услуг личный кабинет пациента «Моё здоровье». Мы планируем для каждого гражданина создать такой кабинет, через который пациенты смогут не только узнавать возможности получения медицинской помощи, записываться к врачу, вызывать врача на дом, получать доступ к собственным медицинским документам, но и, естественно, оценивать уровень оказания ему медицинских услуг. Соответственно, с каждым годом будет увеличиваться количество активных пользователей системы. Этот проект мы осуществляем вместе с Минкомсвязи, поскольку Министерство связи и массовых коммуникаций должно обеспечить широкополосную интернет-связь на всех территориях страны, там, где находятся медицинские организации. Это наш совместный проект.

Но этот проект имеет и другие направления. Прежде всего это фактически в течение нескольких лет тотальное присоединение автоматизированных рабочих мест врача к единой информационной системе, что позволит ограничить писанину врачей и высвободить не менее 30% рабочего времени на непосредственную работу с больным. Это позволит иметь неограниченный доступ ко всем информационным базам, к электронной медицинской библиотеке, к системам помощи принятия решений и, кроме того, к возможности телемедицинских консультаций с соответствующими организациями – региональными, федеральными – необходимого профиля.

Комплекс этих мероприятий, безусловно, скажется и на качестве оказания медицинской помощи, и на сроках ожидания, и на наличии очередей в медицинских организациях, то есть это комплексное улучшение уровня оказания медицинской помощи и ощущение партнёрства у пациента с медицинскими организациями. Для нас очень важно, чтобы упростилось взаимодействие каждого человека с медицинским сообществом, с медорганизациями, в том числе по многим направлениям дистанционно. Скажем, у нас есть отдельный показатель – снижение обращений за медицинскими документами, но, по идее, это должно быть резкое снижение, поскольку можно будет медицинские документы, выписки необходимые, справки получить через свой личный кабинет пациента.

И последнее направление, очень важное – это новый уровень контроля за государственными и муниципальными закупками лекарственных препаратов, переход на референтное ценообразование для государственных закупок лекарственных препаратов и таким образом уменьшение отклонений от референтной цены при закупках. Как сейчас показывают наши прогнозные расчёты, это позволит сэкономить достаточно большие ресурсы на увеличение охвата необходимыми лекарствами всех групп населения. Это пункт «а» в этом пятом направлении. А пункт «б» связан с введением маркировки лекарственных препаратов не только для прослеживаемости от производителя к покупателю, но и уменьшения возможности вообще появления контрафакта и фальсификата. Хотелось бы сказать, что за последние годы мы резко, во много раз уменьшили количество фальсификата на российском рынке. У нас сейчас всего 0,01% фальсификата.

Но даже если это касается одного больного, а мы ему не помогли, потому что он купил фальсифицированный препарат, то это полное безобразие. Поэтому наша задача – эту 0,01% превратить в ноль и, кроме того, убрать с рынка контрафакт. Предлагаются разные методы, но эти методы должны быть такими, чтобы любой покупатель с мобильного телефона мог фиксировать QR-код и проверить истинность препарата, где он произведён и вообще проверить, что за серия там проставлена.

В целом я вам про проекты рассказала. Мы их очень тщательно отбирали, поскольку нам представляется, что они позволят действительно добиться эффективных результатов в ближайшем будущем.

Вопрос: А финансирование какое запланировано на этих проектах?

Вероника Скворцова: Прежде всего это перераспределение средств внутри государственной программы развития здравоохранения с концентрацией этих средств на тех приоритетах, которые наиболее значимы для получения результатов. При этом определённые ресурсы дополнительные мы тоже просчитали. По теме развития санитарной авиации они были представлены, коллеги не возражали против этих данных, они должны быть дополнительно обоснованы и уже представлены на решение Председателя Правительства и Президента.

Вопрос: По поводу избиения врача, недавно о котором всем стало известно, и этот случай явно не первый. С позиции министерства будут ли какие-то шаги?

Вероника Скворцова: У нас есть законодательство, в соответствии с которым любое хулиганство или какое-то другое противозаконное действо наказуемо. При этом есть отдельные статьи, которые касаются служащих, находящихся на рабочем месте. В том случае, если это на рабочем месте происходит, скажем, с полицейскими, было внесено специальное изменение в законодательство, где наказание становится существенно более жёстким. Поэтому мы сейчас вместе с Национальной медицинской палатой рассматриваем вопрос о том, чтобы и для врачей при исполнении своих служебных обязанностей мы выровняли норму с полицейскими. Что касается мнения министерства, естественно, министерство должно защищать двухмиллионную армию своих медицинских работников, чем мы и занимаемся вместе с нашими профессиональными структурами, поэтому в обиду никого не даём.

Вопрос: Сейчас к специалистам попадают через терапевтов в основном. К тем же самым кардиологам. Если у человека приступ, это скорая. Но если он просто заболел?

Вероника Скворцова: Все интернисты – кардиологи, неврологи, пульмонологи и так далее – должны действительно принимать пациентов через терапевтов, потому что сам пациент никогда не может сказать, что с ним происходит. Вам кажется, что у вас болит сердце, а у вас невралгия межрёберная, или люмбалгия, или ещё что-то. Поэтому терапевт обязан посмотреть, чтобы уже определить, направлять ли вас к неврологу или к кардиологу. Но есть специалисты, к которым можно записываться напрямую, и на этот счёт никаких нормативных ограничений нет. Скажем, офтальмолог, стоматолог, уролог, гинеколог, травматолог – это те специалисты, которые могут без предварительной записи к терапевту записывать к себе. Сейчас мы рассматриваем возможность вынести и некоторые обследования, на которые можно записаться сразу, без направления терапевта. Такие обследования сейчас тоже появятся.

Ваш вопрос по поводу кардиолога. В этом случае какое есть исключение? Если у вас уже есть диагноз хронического заболевания и вы наблюдаетесь кардиологом, для того чтобы к нему попасть, вам не нужно к терапевту идти. Здесь речь идёт только о первичном визите. А если вы уже находитесь в группе здоровья с определёнными факторами риска или у вас есть ишемическая болезнь сердца и вас наблюдает кардиолог, естественно, вы записываетесь сразу к нему.