Образовательным организациям
Уважаемые коллеги!
Если вы являетесь представителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то представленная ниже информация для вас!
Разработка качественного образовательного контента является важнейшим условием для обеспечения непрерывного совершенствования знаний, умений и навыков специалистов здравоохранения.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года (далее – Концепция), утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 года №926, компонентами непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – непрерывное образование) являются:
- "формальное образование" (освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность);
- "неформальное образование" (обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций);
- "самообразование" (индивидуальная познавательная деятельность).
На Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru (далее – Портал), могут размещаться образовательные элементы, соответствующие всем компонентам непрерывного образования (Схема 1.).
Включение образовательного элемента в соответствующий перечень Портала дает специалисту возможность учитывать его в рамках непрерывного образования.
РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Важнейшим компонентом непрерывного образования специалистов здравоохранения являются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ДПП ПК). К разработке и реализации ДПП ПК допускаются организации, имеющие лицензию на осуществление дополнительного профессионального образования.
ДПП ПК разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Их реализация направлена на совершенствование профессионального уровня специалистов здравоохранения с высшим образованием, специалистов здравоохранения со средним профессиональным образованием, медицинских работников с высшим профессиональным (немедицинским) образованием на основе нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность и/или обучение, либо на совершенствование/приобретение надпрофессиональных компетенций, необходимых для качественного осуществления медицинской деятельности, фармацевтической деятельности.
Для участия в реализации программ в рамках непрерывного образования организация, осуществляющая образовательную деятельность, может подать заявку на формирование личного кабинета образовательной организации с учетом уровня и направления профессионального образования контингента обучения по ДПП ПК. Для включения ДПП ПК в список программ Портала следует заполнить соответствующую форму (Паспорт программы) непосредственно в личном кабинете образовательной организации. Включение ДПП ПК осуществляется в соответствии с Порядком включения ДПП в список программ Портала и с учетом Рекомендаций по предоставлению сведений о ДПП, планируемых к включению в список программ Портала. При условии соответствия программы Порядку включения ДПП в список программ Портала проводится техническая оценка сведений о ДПП ПК в Паспорте программы. Этапы проведения технической оценки отражаются сменой статусов Паспорта программы в личном кабинете образовательной организации. По итогам ее проведения принимается решение о возможности включения программы в список программ Портала. После этого организации предоставляется доступ к внесению информации о проводимых по программе циклам. Внесение сведений о циклах по ДПП ПК, включенным в список Портала, рекомендуется не позже, чем за 2 месяца до начала их реализации. Руководство пользователя, включающее информацию по заполнению Паспорта программы и внесению информации о циклах по ней, размещено в личном кабинете образовательной организации. При возникновении вопросов по работе в личном кабинете образовательной организации рекомендуется ознакомиться с Часто задаваемыми вопросами по работе в Личном кабинете образовательной организации либо обратиться в службу поддержки по электронному адресу: info@edu.rosminzdrav.NO-SPAM.ru.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НОРМИРОВАННОГО СТРАХОВОГО ЗАПАСА ФФОМС и ТФОМС ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года №273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», в качестве источника финансирования обучения могут использоваться средства нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2021 г. №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования», из средств нормированного страхового запаса ФФОМС/ТФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения (в том числе мастер-классы), дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также реализуемым в сетевой форме при условии, что направление программы повышения квалификации соответствует:
− видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);
− должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:
а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;
б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);
в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.
Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме.
ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
К подготовке и проведению очных образовательных мероприятий допускаются образовательные и иные организации, в том числе профессиональные некоммерческие организации. Для включения образовательных мероприятий в перечень Портала следует подать заявку на оценку очных образовательных мероприятий.
РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
Интерактивный образовательный модуль (далее – ИОМ) – образовательный элемент:
- реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
- обеспечивающий достижение и/или объективную оценку определенных результатов,
- включающий один или структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов (при необходимости - и контрольно-измерительные материалы),
- размещенный в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется доступ через Портал.
Образовательные и научные организации могут рекомендовать авторов ИОМ в рамках Соглашения о сотрудничестве.