Ваш браузер устарел!
Страница может отображаться неккоректно.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Б Б Б
«Медицина – это не сфера
обслуживания в виде медицинских
услуг, а искусство
врачевания»

В.В. Путин
Президент Российской Федерации
«Качество медицинской помощи
напрямую зависит от
квалификации медицинских
работников»

В.И. Скворцова
Министр здравоохранения Российской Федерации

Общая информация

 

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изменение системы допуска к профессиональной деятельности

До 1 января 2016 года допуском к профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников являлась процедура сертификации специалиста:

  • после окончания вуза выпускник должен был пройти обучение в интернатуре или ординатуре
    с последующей сертификацией и допуском к профессиональной деятельности на 5 лет;
  • в течение пятилетнего периода он должен был пройти обучение на цикле повышения квалификации
    с последующей сертификацией и опять мог быть допущен к профессиональной деятельности
    на пятилетний срок;
  • для получения новой квалификации специалист мог пройти профессиональную переподготовку
    с последующей сертификацией и допуском к новому виду профессиональной деятельности также
    на 5 лет (рис. 1).

С 1 января 2016 года внедряется новая процедура допуска к профессиональной деятельности - аккредитация специалиста.

Переход  к  процедуре  аккредитации  специалистов  осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года  по  31  декабря  2025  года включительно (Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2015 № 389-ФЗ, приказ Минздрава России от 25.02.2016 №127н):

  • I этап - с 1 января 2016 года: выпускники вузов, освоившие после 1 января 2016 года  программы высшего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) по специальностям «Стоматология» и «Фармация» (уровень специалитета);
  • II этап - с 1 января 2017 года: выпускники вузов, освоившие после 1 января 2017 года другие программы высшего медицинского образования в соответствии с ФГОС (уровень специалитета);
  • III этап - с  1 января 2018 года:
лица, освоившие после 1 января 2018 года программы
высшего медицинского и  фармацевтического образования в соответствии с ФГОС (уровень ординатуры);
-лица, освоившие после 1 января 2018 года программы
высшего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с ФГОС (уровень бакалавриата, уровень магистратуры);
-лица, освоившие после 1 января 2018 года программы
среднего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с ФГОС;
-лица, освоившие после 1 января 2018 года программы
профессиональной переподготовки;
-лица, освоившие после 1 января 2018 года иные
программы высшего образования в соответствии с ФГОС;
-лица, получившие после 1 января 2018 года
медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах;
  • IV этап - с 1 января 2021 года: иные лица, не прошедшие процедуру аккредитации специалистов на этапах I -III.

В период времени с 1 января 2016 по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию, так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения "последней" сертификации или аккредитации специалиста.

Специалисты, прошедшие "последнюю" сертификацию до 1 января 2016 года, после истечения срока полученного сертификата еще однократно будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру сертификации специалиста. При этом сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока.

Специалисты, прошедшие "последнюю" сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 года, будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру  аккредитации специалиста:

  • после освоения программы специалитета выпускник должен пройти первичную аккредитацию специалиста и получить допуск к профессиональной деятельности на 5 лет;
  • с этого же времени он входит в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – непрерывное образование) в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности (далее - индивидуальный пятилетний цикл), по окончанию которого может быть допущен до повторной аккредитации. При успешном прохождении повторной аккредитации специалист допускается к профессиональной деятельности еще на 5 лет;
  • для получения новой квалификации специалист может пройти ординатуру или профессиональную переподготовку с последующей первичной специализированной аккредитацией специалиста и допуском к новому виду профессиональной деятельности также на 5 лет (рис. 2).

 

Система  непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Информационная поддержка через портал

Повышение квалификации специалистов, прошедших "последнюю" сертификацию или аккредитацию после 1 января 2016 года, будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности (далее - индивидуальный пятилетний цикл).

Такое обучение должно включать:

  • формирование  индивидуального плана обучения по соответствующей специальности (далее – индивидуальный план):
  • последующее его дискретное освоение в течение 5 лет, по окончанию которого специалист допускается к процедуре повторной аккредитации.

Информационная поддержка формирования и освоения индивидуального плана будет осуществляться с помощью настоящего Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – Портал) из Личного кабинета специалиста со страницы «Пятилетние циклы обучения»Для  этого специалисту следует выбрать специальность и начать формировать индивидуальный план. Компонентами индивидуального плана являются различные виды образовательной активности, информация о которых размещена на настоящем Портале:

  • дополнительные профессиональные программы повышения квалификации непрерывного образования (далее – программы непрерывного образования), трудоемкостью 18 или 36 академических часов, реализуемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
  • образовательные мероприятия, к которым относятся очные образовательные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары)) и заочные образовательные мероприятия (дистанционные интерактивные образовательные модули и электронные образовательные курсы, разработанные по клиническим рекомендациям), реализуемые различными организациями, в том числе профессиональными некоммерческими организациями (рис. 3).

Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. Общая трудоемкость индивидуального плана обучения по специальности составляет не менее 250 академических часов/ЗЕТ с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов/ЗЕТ, набранных за счет программ непрерывного образования и образовательных мероприятий. При этом ежегодно в зачет пойдет не более 14 академических часов/ЗЕТ за счет освоения образовательных мероприятий.

Освоение компонента индивидуального плана подтверждается соответствующим документом. Учет освоения компонентов индивидуального плана ведется с помощью настоящего Портала. После успешного выполнения индивидуального плана специалист может быть допущен к прохождению процедуры повторной аккредитации специалиста.

Решение о допуске к аккредитации специалиста принимается аккредитационной комиссией.

ВАЖНО!

Если Вы прошли «последнюю» сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 года, Вам необходимо вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал (вход – со страницы «Пятилетние циклы обучения»).

Если Вы прошли «последнюю» сертификацию специалиста до 1 января 2016 года, Вы можете:

Вариант 1. Продолжать работать по специальности в соответствии с полученным сертификатом до истечения указанного в нем срока; до окончания этого срока пройти обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации ("традиционное" повышение квалификации), сдать сертификационный экзамен и получить допуск к профессиональной деятельности по этой специальности еще на 5 лет; после получения сертификата специалиста вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал.

Вариант 2. Продолжать работать по специальности в соответствии с полученным сертификатом до истечения указанного в нем срока; до окончания этого срока пройти обучение в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования (вход – со страницы «Обучение вне пятилетних циклов»), сдать сертификационный экзамен и получить допуск к профессиональной деятельности по этой специальности еще на 5 лет; после получения сертификата специалиста вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал.

 

 

ОБУЧЕНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕРТИФИКАТА

Обучение специалистов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе, в том числе с применением образовательного сертификата за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 №332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования»).

Виртуальный образовательный сертификат является электронным документом, предоставляющим его обладателю право на подготовку по дополнительным профессиональным программами повышения квалификации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

С применением образовательного сертификата могут быть реализованы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, разработанные по наиболее актуальным вопросам специальности, включающие симуляционное обучение и/или реализуемые частично или полностью в форме стажировки и/или с применением дистанционных образовательных технологий и/или реализуемые в сетевой форме.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программы повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Характер стажировки и виды деятельности, предусмотренные стажировкой могут определяться с учетом предложений организаций, направляющих на стажировку врачей и/или медицинских работников со средним профессиональным образованием.

Информационная поддержка обучения специалистов с применением образовательного сертификата осуществляется через настоящий Портал путем выбора ими из представленного перечня:

ОБУЧЕНИЕ В РАМКАХ МОДЕЛИ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С целью подготовки к внедрению системы непрерывного образования Министерство здравоохранения Российской Федерации в ноябре 2013 года издало приказ №837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций». В основу модели легло повышение квалификации врачей первичного звена, проводимое в сетевой форме медицинскими вузами совместно с профессиональными некоммерческими организациями, с долей дистанционного обучения не менее 50%. При этом слушатели обучаются в вузе в объеме 108 часов и параллельно набирают не менее 36 часов путем освоения различных образовательных мероприятий, предварительно одобренных Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации. Возможность обучения в рамках данной модели была продлена еще на 5 лет приказом Минздрава России от 9 июня 2015 года №328.

Данная схема повышения квалификации не дублирует систему непрерывного образования и в период до 1 января 2021 года может применяться вместо "традиционных" циклов повышения квалификации только по желанию самого специалиста с целью его допуска к «последней» сертификации.

Слушатели циклов повышения квалификации, проводимых в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования  могут получать доступ к дистанционным интерактивным модулям как со страницы сайта Sovetnmo.ru, так и со страницы настоящего портала «Обучение вне пятилетних циклов».